Для меня долгое время смущение было далеко не положительной эмоцией. Я была до того застенчивой, что моё смущение не ограничивалось покраснением щёк и потупленным взором - я краснела вся. А если моё смущение замечали и комментировали его, то это производила на меня эффект хамелеона идущего по красной дорожке - я заливалась краской от шеи к щекам, до макушки, наливалась пунцовостью аж до корней волос, уши воспламенялись до такого состояния, что просто горели и у меня на глазах выступали слёзы, я заламывала пальцы и прикусывала губу, чтобы не расплакаться. Такая реакция была особо острой, если мне делали комплименты по поводу внешности, как будто мне даром давали что-то ценное, чего я не заслужила. Когда хвалили профессионализм, я воспринимала это как должное и чувствовала не смущение, а удовольствие, потому что такая похвала была "заработанной". Так что мне кажется, что смущение человек чувствует от того, что его видение, восприятие себя не совпадает с видением и восприятием его другими но в позитивном ключе, когда он кажется другим лучше, чем считает себя, это чувство похоже на то, чтобы чувствовать себя кем-то вроде Крошки Цахеса.
А стыд по-моему что-то вроде внутреннего ограничителя или "морального полицейского", призванного удержать нас от поступков, противоречащих нашим, или общественным моральным установкам, и выражает противоречие между тем какими нас хотели бы видеть и тем на сколько мы не соответствуем ожиданиям. Впрочем, сами моральные установки во многом зависят от того, что является источником стыда. Если в Древней Греции и Риме обнажённое тело было привычным, его никто не стыдился, всячески воспевалось изобразительным искусством, а радость и удовольствие были возведены даже в своеобразный культ, то уже в средневековье естественная красота человеческого тела, его чувственность всячески осуждались, а желание чувственных удовольствий были признаком моральной распущенности и грехопадения. Есть ещё пример того, что стыд - понятие суть субъективное. В Африке до прихода колонистов женщины ходили с обнажённой грудью и ни мало этого не стыдились, мужчины привычные к такому зрелищу никак не реагировали на этот топлес, а сами африканки не стыдились своей полуобнажённости. Когда же в те места, обильные голыми сисями прибыли европейцы, многие столетия видившие груди только в полутьме альковов, то их жадные взгляды голодных самцов, заставляли туземок смущаться и стыдится того, что для них казалось естественным.
Для меня стыд - чувство морального разочарования в себе. Оно выражает расстояние от того какой я могла бы быть, и достижимостью этого идеала путём прилагаемых усилий. Совершая ошибку, я будто отдаляюсь от самой лучшей версии себя, будто на этом пути я оскальзываюсь, ударяюсь, падаю в грязь и от этого хочется поскорее подняться, отряхнуться, почиститься. Удовольствие от стыда я испытываю только тогда, когда удаётся избежать ошибок, приведших к этому чувству, а лучшим средством понять, что мне это удалось являются слова моего верхнего "Я тобой горжусь".
Лично для меня разница между смущением и стыдом ярче всего выражается в том чтобы раздеться: перед своим Топом я смущаюсь, но не стыжусь, в других вариантах - наоборот.
|